Материал из ЖД cправочник
Перейти к: навигация, поиск
(Новая страница: «Основными предприятиями промышленности локомотивостроения в СССР являлись крупные локо...»)
 
(нет различий)

Текущая версия на 06:57, 3 июня 2011

Основными предприятиями промышленности локомотивостроения в СССР являлись крупные локомотивостроительные заводы: Луганский, Коломенский, Новочеркасский, Брянский, Людиновский, а также различные предприятия Харькова («Завод им. Малышева», выпускавший тепловозы и тепловозные дизели, и завод «Электротяжмаш» – тепловозные тяговые электрические машины и аппараты), Тбилиси (Тбилисский электровозостроительный завод), Риги (Рижский вагоностроительный завод, выпускавший мотор-вагонные электро- и дизель-поезда, и Рижский электротехнический – электрооборудование для них), Днепропетровска (Днепропетровский электровозостроительный завод, выпускавший промышленные электровозы и тяговые агрегаты), Мурома («Муромтепловоз» – 3-осные промышленные тепловозы), Калуги (Калужский машиностроительный завод -2-осные промышленные тепловозы с гидропередачей), Камбарки (узкоколейные тепловозы). В 90-е гг. возможности России по постройке локомотивов были существенно ослаблены. В стране не стало базы для производства грузовых тепловозов из-за отделения Украины (Луганск) и электровозов постоянного тока, которые выпускал завод в Тбилиси. Пассажирские электровозы в СССР не строились вообще, их получали из Чехословакии. Все производство тяговых электрических машин и дизелей типа Д100 для тепловозов было сосредоточено в Харькове. Так как постройка пригородного моторвагонного электроподвижного состава ранее осуществлялась в Латвии, на двух рижских заводах, была создана новая база путем специализации Демиховского завода, где организовано производство электропоездов, в том числе повышенной комфортности для пассажиров. Разработаны федеральные программы развития локомотивостроения в России.


Брянский машиностроительный завод

Брянский машиностроительный завод (БМЗ) – одно из крупнейших в России предприятий транспортного машиностроения широкого профиля. Основан в 1873 г. вблизи ж.-д. станции Бежица (Бежицкий район г. Брянска) как металлургический (в кон. 19 в. он осуществлял одну треть выплавки стали в России) и позже – рельсопрокатный, выпускал металлоемкую продукцию транспортного назначения: вагоны (с 1884 г.), цистерны, паровозы (с 1892 г.), подъемные краны, на заводе строились пароходы, баржи, сельскохозяйственные орудия. В 30-е гг. завод был реконструирован и расширен. В 1941 г. эвакуирован в Красноярск, после освобождения Брянска от оккупации (1943 г.) завод восстановлен как паровозостроительный. В 1946 г. на нем было начато производство паровозов серии Л по проекту Коломенского завода. В 1958 г. производство паровозов прекращено, завод получил наименование машиностроительного, выпускал три вида основной продукции: маневровые тепловозы с электрической передачей (ТЭМ2, ТЭМ18), рефрижераторные вагоны и секции и судовые дизели для торгового морского флота. Кроме того, на заводе производятся тепловозные дизели, предназначенные для замены выработавших ресурс на эксплуатируемых локомотивах.


Коломенский завод

Коломенский завод основан в 1863 г. на базе мастерских для изготовления металлоконструкций ж.-д. моста через Оку, недалеко от г. Коломна. С 1864 г.- Механический и литейный завод инженера А. Е. Струве, с 1866 г.- Завод военных инженеров братьев Струве, с 1871 г. – акционерное общество «Коломенский машиностроительный завод». В 1865 г. начато производство вагонов, в 1869 г.- паровозов для Курско-Харьковско-Азовской железной дороги. Завод приобрел машиностроительный профиль: в 1879 г. начато пароходостроение (построен первый речной буксир), с 1903 г. развивалось производство дизелей, в 1909 г. построен первый дизельный речной теплоход-буксир. На заводе выпускались конструкции для мостов, платформы и крытые вагоны, локомобили, тракторы. Основным видом продукции оставались паровозы: с 1869 г. по 1956 г. построено более 10 тыс. паровозов. В 1891 г. выпущен первый трамвайный вагон для Киева, с 1907 г. вагоны производились для Москвы и других городов. В 1930-1937 гг. совместно с московским заводом «Динамо» участвовал в создании экспериментальных, а затем серийных тепловозов. В 1932 г. был построен первый грузовой электровоз ВЛ19. В 1941 г. завод эвакуирован в г. Киров, где было организовано производство танков, самоходных минометных («катюша») и артиллерийских установок и снарядов к ним. С 1945 г. возобновлено производство паровозов: грузовых типа 1-5-0 серии Л (по фамилии главного конструктора Л. С. Лебедянского), пассажирских типа 2-4-2 (серия П36). С 1956 г.- тешювозостроительный завод выпускал серийно тепловозы ТЭЗ (в кооперации с Луганским и Харьковским заводами) и дизели к ним. Специализировался на создании пассажирских тепловозов (ТЭП60, 2ТЭП60, ТЭП70) и тепловозных дизелей типа Д49. Разработанный на заводе пассажирский 8-осный тепловоз ТЭП80 мощностью 4400 кВт (1993 г.) отмечен Государственной премией РФ в области науки и техники за 1995 г. В те же годы заводом созданы образцы скоростных 8-осных пассажирских электровозов (на базе экипажной части ТЭП80). В 1955— 1965 гг. на заводе были разработаны и построены несколько опытных газотурбовозов.


Луганский тепловозостроительный завод

Луганский тепловозостроительный завод («Лугансктепловоз», г. Луганск, Украина) – основан в 1896 г. как завод Русского общества машиностроительных заводов Гартмана, первый паровоз построен в 1900 г. До 1917 г. заводом выпущено более 2000 локомотивов. В 30-е гг. Луганский паровозостроительный завод (с 1935 г. по 1958 г. – Ворошилов-градский) был реконструирован, производил мощные паровозы серий ФД, ИС, СО; в послевоенные годы – серии ЛВ. С 1956 г. переведен на производство магистральных грузовых тепловозов. До 1974 г. выпускались тепловозы серии ТЭЗ, с 1965 г.- тепловозы типа ТЭ10 различных модификаций с дизелями типа Д100 харьковского «Завода им. В. А. Малышева», а также поездные тепловозы типа М62 и маневровые ТЭМ2; выпускались тепловозы 2ТЭ116 с 4-тактными дизелями Д49 Коломенского завода; разработаны мощные грузовые тепловозы с дизелями этого типа -2ТЭ121 (выпускались в 1977-1992 гг.), 2ТЭ136 (построены опытные образцы). В 60-е гг. создано несколько конструкций опытных и серийных тепловозов с гидравлическими передачами. В 1961-1964 гг. тепловозы серии ТГ102 строились серийно на бывшем Ленинградском тепловозостроительном заводе.


Людиновский тепловозостроительный завод

Людиновский тепловозостроительный завод (г. Людиново Калужской обл.) – старейшее предприятие транспортного машиностроения России. Основан Н. Демидовым в 1745 г. как чугунолитейный (железоделательный). В 1841 г. были изготовлены в большом количестве первые в России ж.-д. рельсы для строительства Петербург-Московской железной дороги. На заводе строились паровые машины, с 1859 г. – пароходы, в 1870-1881 гг. – паровозы, в том числе и узкоколейные для собственных нужд. В 1882-1963 гг. завод был ведущим предприятием в стране по производству передвижных и стационарных локомобилей, паросиловых установок и электростанций. В 1941 г. эвакуирован в г. Сызрань, где на его основе создан локомобильный завод. С 1957 г. завод стал тепловозостроительным. В 1959 г. начат серийный выпуск промышленных и маневровых тепловозов различных серий с гидравлическими передачами (ТГМЗ, ТГМЗА, ТГМ4 и др.). На заводе в 1967-1974 гг. построена большая партия поездных 2-секционных тепловозов ТГ16 для колеи шириной 1067 мм на Сахалине. В 80-е гг. освоено производство маневрово-вывозных 8-осных тепловозов серии ТЭМ7 и ТЭМ7А мощностью 1470 кВт с электрической передачей. Созданы новые тепловозы с гидравлическими передачами для Сахалинской железной дороги (магистральные – двухсекционный ТГ21 и односекционный ТГ22, а также маневровый ТГМ11). Людиновский завод совместно с корпорацией «Дженерал моторе» (США) построил два опытных односекционных тепловоза серии ТЭРА1 (РА – российско-американский) с энергетической установкой (дизель типа 710, электрическая передача переменно-постоянного тока и вспомогательное оборудование) американского производства, которые испытываются с целью оценки работоспособности зарубежного оборудования в условиях эксплуатации на ж. д. России.


Новочеркасский электровозостроительный завод

Новочеркасский электровозостроительный завод (НЭВЗ, г. Новочеркасск Ростовской обл.) создавался с 1932 г. как паровозостроительный; с 1936 г. на заводе начат выпуск паровозов. В годы Великой Отечественной войны завод был эвакуирован в г. Воткинск, где оборудование завода использовалось для производства самолетов, орудий, ремонта танков. В 1947 г. завод освоил выпуск электровозов и затем – почти полный цикл производства электровозов. К 1992 г. на заводе разработан и налажен выпуск более 20 типов магистральных и 14 промышленных электровозов. Производство специализировано на выпуске грузовых локомотивов переменно-постоянного тока. В конце 20 в. выпускал в основном грузовые 8-осные электровозы – модификаций ВЛ80С и ВЛ80Р мощностью 6500 кВт и 12-осные ВЛ85 мощностью 10 000 кВт. Завод экспортировал партии электровозов в Финляндию и КНР.


Завод имени Малышева

Завод имени Малышева (г. Харьков, Украина) основан и начал строиться в 1895 г. Русским паровозостроительным и механическим акционерным обществом (РП и МО), получившим правительственный заказ на постройку 480 паровозов в течение 6 лет. В 1897 г. строительство Харьковского паровозостроительного завода (ХПЗ) было закончено и был выпущен первый паровоз. В 1903 г. построен 1000-ный паровоз. В 1915 г. освоено производство мощных судовых дизелей, с 1921 г. – серийный выпуск паровозов серии Э, с 1925 г.- серии Су. В 1928 г. завод вышел на первое место в СССР по выпуску паровозов. С 1929 г. на заводе начата организация
танкового производства. С 1935 г. по 1941 г. производился серийный выпуск паровозов СО. С 1936 г. в связи с увеличением военного производства ХПЗ именовался как «Завод № 183»; в 1941 г. был эвакуирован в Нижний Тагил, а его моторное производство («Завод № 75») – в Челябинск. В 1943 г. (после освобождения Харькова) на базе завода одновременно с его восстановлением выполнялся ремонт военной техники. «Завод № 75» получил название Харьковский завод транспортного машиностроения (ХЗТМ), который параллельно с производством танков с 1946 г. приступил к освоению производства тепловозов (ТЭ1, ТЭ2, ТЭЗ, ТЭ7, ТЭ10, ТЭП10) и тепловозных дизелей (Д50, 2Д100, 10Д100, Д70). В 1957 г. выпущен 1000-ный тепловоз, завод стал именоваться «Завод им. В. А. Малышева». С 1968 г. тепловозостроение на заводе было прекращено в связи с увеличением объемов производства оборонной техники. Продолжалось совершенствование тепловозных дизелей типов Д100 и Д70, разработаны новые модели – Д80 и Д90.


Тбилисский электровозостроительный завод

Тбилисский электровозостроительный завод – основное предприятие объединения «Электровозостроитель» (г. Тбилиси, Грузия). Основан в 1949 г. как локомотиворемонтный завод. В 1957 г. на заводе был построен первый магистральный электровоз, с 1958 г. начато серийное производство (в кооперации с НЭВЗ) 8-осных грузовых электровозов постоянного тока ВЛ8 (по 1967 г. выпущено 1292 локомотива). В дальнейшем выпускались 8-осные электровозы ВЛ10 (в 1961-1975 гг. построено 826 локомотивов), с 1975 г.- ВЛ11. В 1984-1985 гг. начато производство мощных 12-осных грузовых электровозов постоянного тока ВЛ15, проект которого разработан Специальным проектно-конструкторским бюро объединения. Производственные мощности завода не превышали 150 локомотивов в год. В начале 90-х гг. завод существенно сократил выпуск электровозов.